Аудиотехника


"Самоограничение — первый шаг к мастерству" И.В.Гете


Запись видеолекции с помощью фотокамеры Canon 5DIV, направленного конденсаторного микрофона Sennheiser MKE 600 и аудиорекордера MixPre-3 II
Запись лекции с помощью фотокамеры, направленного микрофона и аудиорекордера.

Полезные сайты
 • Звукомания
 • Audio Science Review
 • Gearspace.com
 • Mic Test
 • RecordingHacks
 • Rmmedia.ru
 • ProSound
 • Taperssection Forum

Аудиоинтерфейс
Портативный аудиорекордер MixPre-3 II
Аудиорекордер MixPre-3 II с фантомным питанием, тремя XLR входами, микрофонными предусилителями и 32-битными аналогово-цифровыми преобразователями.

 • Аппаратный аудиоинтерфейс (аудиорекордер [MixPre-3 II], звуковая карта [Steinberg UR22C с DSP, MOTU M2/4]) преобразовывает аналоговый сигнал в цифровой (с микрофона) и цифровой сигнал в аналоговый (для колонок и наушников), усиливает сигнал (Gain), обеспечивает фантомное питание (+48В) для конденсаторных микрофонов, позволяет подключить неколько устройств (микрофоны, наушники, колонки).
 • Качество звука существенно зависит не только от микрофона, но и корректного усиления аудиосигнала.
 • Микрофоны улавливают звук речи слабо, поэтому используют аппаратное усиление, которое регулируют через Gain, добиваясь оптимального отношения громкость/шум (без пиков). Контролировать через наушники, выход на колонки минимальный.
 • Если фантомное питание включено, то не подключайте и не отключайте какие-либо устройства. Установите минимальный уровень выходного сигнала для всех регуляторов, прежде чем включать или выключать фантомное питание.
 • Для высокого качества записи в студии используют специализированные микрофонные предусилители (обычно несколько для разных голосов), которые могут усилить сигнал больше, с меньшими искажениями и шумом, чем встроенный в аудиоинтерфейс, а также сделать звук приятнее.
 • Сигнал от микрофонного предусилителя передается по кабелю из линейного выхода предусилителя в линейный вход аудиоинтерфейса (сзади звуковой карты) через c TRS разъем.
 • Оптимизировать/усилить аудиосигнал можно через DSP (цифровой обработчик сигнала) аудиоинтерфейса.
 • Программа аудиоинтерфейса оптимизирует текущее звучание. Для карты Steinberg UR22C запускаем программу dspMixFx, включаем Channel Strip для выбранного микрофона/входа, через кнопку E вызываем настройки. Через эквалайзер можно повысить громкость входного сигнала на разном частотном диапазоне или выбрать готовый пресет.
 • Виртуальный канал loopback звуковой карты отправляет звук с выхода на вход без использования физических портов. Это позволяет комбинировать звук от микрофона со звуком от приложений компьютера и возвращать смешанный звук в приложение. Полезно для объединения звука с микрофона и видео для стриминга.

Аудиосигналы при усилении и ослаблении записей с разрядностью 24-бит и 32-бит
Изменение аудиосигналов при обработке записей с разрядностью 24-бит и 32-бит с плавающей точкой.

 • 24-битный звук обычно обладает достаточным динамическим диапазоном для обработки и конечного результата (шопот ~20–30 дБ, разговор ~60 дБ), однако при постобработке очень тихих (при усилении сигнала увеличатся и фоновые шумы оборудования/микрофона) или громких звуков возможны искажения (рисунок).
 • Повторяем "проверка один, два, три" и регулируем уровень, пока измеритель в аудиоинтерфейсе/рекордере не подпрыгнет чуть выше половины шкалы.
 • Для записи лекции в домашней студии достаточно звуковой карты с XLR входом для микрофона и фантомным питанием (+48В), микрофонным предусилителем, выходом на наушники, подключением к компьютеру или ноутбуку по USB (Motu M4, Steinberg UR22C). Важно наличие Asio драйвера, который обеспечивает низкий уровень задержки сигнала.

Аудиорекордер
 • Качественный звук пишется отдельно от видео для последующей обработки.
 • На выезде звук часто записывают через портативный аудиорекордер (MixPre 3), который подключают к ноутбуку или камере через miniJack.
 • В динамичных съемках аудиорекордер носят в сумке, устанавливают вместе с камерой на штатив или поддерживающее устройство.
 • В качестве микрофона с предусилителем можно использовать портативный аудиорекордер (Zoom F6, Tascam X6 также имеют XLR разъем для внешнего микрофона).

Микрофоны
Амплитудно-частотная характеристика микрофонов AT2020, AT4050, AKG C414, Neumann tlm 49, 102, 103
Амплитудно-частотные характеристики микрофонов.

 • Рекомендуют подбирать микрофон индивидуально, так как голоса сильно отличаются по частотному диапазону и тембру.
 • Речь всегда записывается с одного микрофона в режиме моно.
 • В отличие от колонок и наушников ровная амплитудно-частотная характеристика не требуется: подъем в диапазоне высоких и спад в диапазоне низких частот обеспечивают разборчивость голоса при пении и устранение бубнения.
 • Низкочувстительные микрофоны (0.5–6 mV/Pa, –60–44 dBV/Pa) собирают звук с близкого источника, нуждаются в адекватном усилении, подходят для громких звуков при неидеальном шумовом окружении.
 • Высокочувстительные микрофоны (8–32 mV/Pa, –42–30 dBV/Pa) собирают звук с большего расстояния, не требуют большого усиления и хороши для записи в шумоизолированной студии.

Диаграмма распространения звука направленного и ненаправленного микрофонов
Основные типы направленности микрофонов.

 • Кардиоидные и особенно суперкардиоидные микрофоны значительно меньше собирают окружающие звуки, например движения рук оператора и трения одежды.
 • В некоторых профессиональных современных микрофонах (AKG C414 XLII, Audio-Technica AT4050) можно выбирать направленность, что обеспечивает универсальность применения.

Схемы балансных и небалансных кабелей
Схемы балансных и небалансных аудиокабелей и разъемов.

 • Качественные внешние микрофоны подключаются через балансные кабели и разъемы (XLR, TRS), которые снижают помехи, особенно при передачи сингала на большие расстояния.

Динамический микрофон
 • Динамический микрофон менее точно передает звук, чем конденсаторный, но переносит сильные звуки, меньше собирает посторонние шумы, прочный и устойчивый к жаре и влаге.
 • Расстояние до динамического микрофона 1–5 см. Говорить прямо в микрофон, ближе ко рту, что улучшает качество передаваемого звука, включая разборчивость речи и тембр.
 • Динамические микрофоны обладают низкой чувствительностью (Shure SM58 1.85 mV/Pa, Sennheiser E935 2.8 mV/Pa).
 • Используется для подкастов, внестудийной записи, в эстрадных концертах, с окружающим шумом.
 • Не направлять микрофон на акустические системы и не закрывать головку микрофона ладонью для избегания эффекта акустической обратной связи с неприятным свистом.
 • Динамический микрофон не требует фантомного питания.

Конденсаторный микрофон
 • Лучше звук передает чувствительный и хрупкий конденсаторный микрофон, который также собирает посторонние звуки, устанавливается на подвесе, устраняющем вибрации.
 • Конденсаторные микрофоны обладают высокой чувствительностью (Neumann TLM 103 23 mV/Pa).
 • Расстояние до конденсаторного микрофона 10–15 см.
 • Конденсаторный микрофон используется в студии, без посторонних звуков.
 • Проблемы в малых комнатах с отражением звука.
 • Конденсаторный микрофон требует фантомное питание (48 В), которое включается на аудиоинтерфейсе кнопкой или программно.

Микрофон-пушка
 • Направленный конденсаторный микрофон (короткий Sennheiser MKE 600 19 mV/Pa с батареей, 21 mV/Pa с P48) предназначен для снижения воздействия окружающих звуков, который записывает звуковые волны преимущественно в узком пространстве относительно оси.
 • Оптимальное расстояние до короткого микрофона 30–90 см (до 150 см), поскольку близкое расстояние обеспечивает более качественный и громкий звук и меньшее влияние шумов.
 • При необходимости микрофон можно прикрепить на подвесе к камере, подключить прямо (батарея AA, XLR-mini Jack/Sennheiser KA 600) или через портативный аудиорекордер.
 • Направленный конденсаторный микрофон используется для репортажа, внестудийных видеосъемок (на держателе, стойке или с руки).

Петличный микрофон
Амплитудно-частотная характеристика микрофона DPA 4080
Амплитудно-частотная характеристика микрофона DPA 4080.

 • Для записи речи лектора в аудитории удобно использовать мобильную радиосистему с петличным микрофоном.
 • Петличный микрофон собирает звук одного человека (крепится на ~25 см ниже рта, проблема шелеста одежды), требует всего 5–10В для беспроводной трансляции.
 • Для петличных конденсаторных микрофонов, подключенных к радиосистеме (передатчик и приемник с питанием от батареи), фантомное питание не требуется.
 • Чтобы подключить петличный конденсаторный микрофон напрямую к устройству с фантомным питанием требуется переходник/конвертер питания (Sennheiser MZA 900P).
 • Направленные петличные микрофоны (DPA 4080) меньше собирают внешние звуки, ориентируются на рот, могут располагаться дальше от источника и предпочтительнее для лекций в аудитории. Направленные микрофоны значительно более чувствительны к трению и ветру.
 • Всенаправленные петличные микрофоны (DPA 4060/4061/4071, Sennheiser MKE 2, Sanken COS-11D) могут располагаться в любом месте (важно лишь расстояние) и применяются для видеосъемок.
 • Чем выше чувствительность, тем громче звук (20 mV/Pa: Sennheiser ME 2 и DPA 4060/4080, 9 mV/Pa: Sanken COS-11D, 5–6 mV/Pa: Sennheiser MKE 2 и DPA 4061/4071, 3 mV/Pa: Sanken COS-11D Red Mark), однако больше улавливаются посторонние шумы. Низкочувствительные микрофоны прячут под одеждой, высокочувствительные располагают снаружи.
 • Перед использованием нужно подобрать оптимальное соотношение сигнал/шум изменяя силу сигнала на радиопередатчике.
 • Особенности микрофонов: DPA 4071 лучше под толстой одеждой (низкочастотный фильтр), DPA 4061 – на открытом пространстве.
 • Обновленная линейка петличных микрофонов DPA CORE имеет улучшенные характеристики.
 • При использовании переходников для аудиогнезд (например, MicroDot→mini-Jack) в случае неплотного соединения возможны нежелательные звуки.
 • Для записи речи с помощью смартфона или ноутбука используют адаптированные петличные микрофоны, которые можно подключить к порту USB-C или mini-Jack (Sennheiser XS Lav). Для работы через USB-C смартфона нужно включить OTG в системных настройках.

Спикерфон
 • Для групповых аудио- или видеоконференций используют спикерфон, небольшое устройство с разнонаправленные микрофонами и динамиком, передающее аудиосигнал через Bluetooth, USB (Sennheiser EPOS EXPAND 40+).

Микрофонные радиосистемы
Запись речи лектора с помощью радиосистемы и аудиорекордера
Запись выступлений на конференции с помощью радиосистемы и аудиорекордера.

 • Радиосистема передает аудиосигнал из микрофона (петличного или ручного) дистанционно через радиопередатчики и приемники, подключаемые к аудиоинтерфейсу.
 • Петличный микрофон подсоединяется к поясному передатчику (трансмиттеру).
 • Более низкие частоты радиосвязи лучше, так как при большей длине волны медленнее затухание и повышается радиус действия передатчика. В популярном диапазоне 2.4 ГГц (Wi-Fi, Bluetooth) больше помех.
 • Чтобы передать аудиосигнал ручного микрофона используют подсоединяемый передачик с XLR-разъемом (plug-on Sennheiser SKP).
 • Также можно использовать ручной радиопередатчик со сменным микрофонным капсюлем (Sennheiser SKM).
 • Предусилитель внутри фотокамеры имеет низкое соотношение сигнал/шум, поэтому лучше уменьшить усиление в камере и увеличить выходной уровень (AF out) приемника.
 • В радиосистемах Sennheiser 100–500–EW-DP серий одноканальный портативный приемник принимает сигнал только от одного передатчика на заданной частоте. Принять сигналы от нескольких передатчиков на выбранной полосе частот может стационарный приемник Sennheiser EM 500 G4–EW-D.
 • Новая цифровая радиосистема Sennheiser EW-D с расширенным динамическим диапазоном 134 dB включает портативный приемник EW-DP EK и передатчик EW-D SK (без дисплея, ± аккумулятор BA 70), работающие на большом диапазоне частот (Q1–6: 470–526 МГц).
 • Аналоговая радиосистема Sennheiser EW 512P G4 с динамическим диапазоном 126 dB включает приемник EK 500 и поясной передатчик SK 500, работающие на расширенном диапазоне частот (Aw+: 470–558 МГц), с регулируемую мощность передачи 10–30 –50 мВт и длительностью работы до 8 ч от АА батарей, а также отличный петличный микрофон MKE 2 Gold.
 • Аналоговая радиосистема Sennheiser EW 112P G4 имеет передатчик с ограниченным диапазоном частот (A1: 470–516 мГц, А: 516–558 мГц) и мощностью до 30 мВт, приемник без разъема для наушников, скромный микрофон ME 2.
 • Радиосистема Sennheiser ew G4 полностью совместима с предшествующими версиями G1, G2 и G3.
 • Разработаные беспроводные системы (2.4 ГГц) c компактными трансмиттерами с микрофоном и приемником (Holyland Larc M2, Godox WES2 Kit2, Magic XT1).

Настройка
 • Для выбора оптимальной частоты передачи аудиосигнала на приемнике в настройках находим Easy Setup, сбрасываем предыдущий список частот через Reset List, сканируем чистоты Scan New List, выбираем предложенный (самый чистый) канал/частоту и устанавливаем аналогичный канал на передатчике.
 • Настройка громкости аудиосигнала: лектор с микрофоном повторяет "проверка один, два, три" на своей громкости (на тесте обычно говорят слабее) и на сильной.
 • Установить Sensitivity на передатчике, чтобы индикатор звуковой частоты Audio Frequency (AF) подпрыгивал чуть выше половины шкалы без индикации пиков на громких словах. При высокой чувствительности (ближе к 0 дБ) усиливаются шумы и можно обрезать сигнал.
 • Настройки передатчика определяют соотношение сигнал/шум и зависят от обычной громкости речи лектора (Sensitivity –9–12, –18–21 и –30 dB для тихого, обычного и громкого голоса) и чувствительности микрофона (–6–12 dB для низкочувствительного, –18–24 dB для более чувствительного).
 • Настроить AF Out приемника, чтобы индикатор на камере/ноутбуке подпрыгивал немного выше половины шкалы без пиков на громкой речи.
 • Приемник можно подключить прямо к фотокамере (Sound record: manual, Record level: чуть выше 0) или к ноутбуку через mini Jack, а лучше через XLR-разъем к аудиорекордеру (MixPre 3, Input: Mic, Phantom: Off, Gain: 12 ч, StereoOut: через miniJack) с гораздо лучшим усилителем и сохранением записи.

Мониторинг звукозаписи
Амплитудно-частотная характеристика монитора PreSonus Eris E5
Амплитудно-частотная характеристика монитора PreSonus Eris E5.

 • Для прослушивания записанного звука используют студийные мониторы ближнего поля (PreSonus Eris E5, KRK RP5G4), которые с высокой точностью воспроизводят звуковые волны, не скрывают недостатки и не способствуют "приятному" звучанию.
 • Если мониторы будут расположены близко к стене, то порт фазоинвертора должен быть выведен вперед — на лицевую панель.
 • Наушники для мониторинга звукозаписи также должны точно передавать звук без приукрашиваний (Beyerdynamic DT 770 Pro, Sennheiser HD 280 PRO). Поскольку при записи речи звук из открытых чашек может улавливаться микрофоном, используются закрытые наушники.